Статистика

Яндекс.Метрика

Олефиренко Ольга Вячеславовна: «Что делать, если ребенок быстро говорит, «проглатывает» слова»

Каждая мама ждет, когда же малыш заговорит и скажет первые слова. Ребенок произносит первые слова, и мама начинает переживать, почему он не произносит все звуки. Когда же малыш уже успешно разговаривает предложениями, выстраивает тексты в речи, но говорит очень много и быстро, у некоторых родителей возникает новый вопрос: почему ребенок говорит так быстро.

Проблема быстроговорящих людей – это не только детская проблема. Среди взрослых тоже часто встречаются «тараторящие». Многочисленные обсуждения на форумах свидетельствуют о том, что такая особенность речи мешает в жизни, потому что окружающие не понимают речь быстроговорящего.
Решать проблему необходимо еще в детстве. Проблема связана со слишком быстрым темпом речи, с проглатыванием слов и звуков, заиканием и запинками. Слушающий не успевает за ходом мыслей говорящего и не может расслышать полностью все слова. У детей проблема быстроговорения встречается чаще. Многие дети слишком эмоциональны, легковозбудимы. Это и понятно: они открывают мир, узнают много нового, получают массу ярких впечатлений. Хочется обо всем рассказать, особенно когда эмоции переполняют, и возможен быстрый темп речи. В таких случаях ребенка можно тактично остановить и попросить говорить медленно, объяснив, что взрослые не понимают его рассказ, хотя им очень интересно. Быстрая речь часто встречается у детей с ранимой нервной системой. Такому ребенку необходимо обеспечить спокойную атмосферу в семье.
Нарушение темпа речи может наследоваться от взрослых. Если в семье ребенок годами слышит быструю речь, он будет общаться также и тараторить, как мама или бабушка. Поэтому взрослым важно следить за своей речью и стараться говорить правильно, четко произнося звуки и тщательно проговаривая все слова. Быстрая речь может развиться в силу привычки. Ребенок привык говорить быстро, пока родители вдруг не обратили на эту особенность речи внимание.
В этом случае можно поработать над этим с помощью нехитрых упражнений:
1. Упражнения по развитию дыхания:
— диафрагмальное дыхание. Следует положить руку на пресс, сделать глубокий вдох. Следить за тем, чтобы плечи не поднимались, а передняя стенка живота шла вперед, наружу. Выдох должен быть максимально долгим. Во время выдоха нужно, чтобы ребра возвращались в первоначальное положение постепенно, живот слегка подтягивался;
— вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!);
— вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…);
— губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у…у! у!);
— губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…);
— вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м…м! м!);
— вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…);
— губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! с! );
— губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с…);
— вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш…ш! ш!);
— вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш…).
Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное звучание и сформировать длительный экономный выдох.
2. Упражнения на развитие правильного темпа и ритма речи.
— нужно попросить ребенка специально говорить очень медленно, превратив это в игру: кто будет говорить медленнее;
— медленно проговаривать скороговорки;
— постепенно увеличиваем темп, но учитываем при этом возможности ребенка.

При этом не надо бояться, что ребенок начнет говорить слишком медленно. После долгих упражнений на медленное говорение установится золотая середина: ребенок не начнет медленно говорить, но он станет говорить не быстро.
3. Можно с ребенком договориться о специальном знаке, который мама будет подавать, если ребенок начал говорить слишком быстро.
Часто мы замечаем, что у ребенка бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда взрослый начинает каждую фразу, а ребенок (или несколько детей по очереди) договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.
4. Работа над редактированием мысли:
— ответы на вопросы;
— пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без;
— составление речевых описаний;
— упражнения на подражания;
— рассказывание знакомого произведения по ролям (домашний театр);
— интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.

Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.
На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.

(на страницу педагога Олефиренко О.В.>>>)