Описание образовательной программы.
В соответствии с действующим Федеральным законодательством ГБДОУ детский сад № 24 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга реализует разработанную педагогическим коллективом адаптированную образовательную программу дошкольного образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для детей с тяжелыми нарушениями речи ГБДОУ детского сада № 24 Центрального района СПб .
- Программа реализуется на государственном языке РФ — русском языке.
- Число воспитанников, обучающихся по основной общеобразовательной программе ГБДОУ за счет средств бюджета в 2023 — 2024 году — 68 детей.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для детей с тяжелыми нарушениями речи ГБДОУ детского сада № 24 Центрального района СПб . (далее Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, которая обладает модульной структурой.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ГБДОУ и обеспечивает построение целостного педагогического процесса.
Целью данной Программы является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования , обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Программа направлена на решение следующих задач:
- — охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- — обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- — обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы дошкольного и начального общего образования
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- — объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- — формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- — обеспечения вариативности и разнообразия содержания с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- — формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- — обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
- -определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов ГБДОУ;
- -способствует адекватности интегративного подхода в содержании образовании
- -способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении;
- -обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ГБДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Содержательный раздел программы состоит из следующих образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели , педагог-психолог, учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Работу в образовательных области «Физическое развитие»» осуществляют воспитатели и инструктор по лечебной физкультуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ГБДОУ.
С Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования можно ознакомиться здесь ФГОС ДО (.PDF)